
И вот, в неофициальный профессиональный праздничный день, мне захотелось поговорить о хобби, которыми занимаются Праворубцы, но с одним маленьким ограничением: хотелось бы узнать не просто об увлечениях (типа паркура, филателии, охоте/рыбалке, и т.д., и т.п.), но о таких занятиях, которые неким образом связаны с профессией.
Я собираю старые книги, связанные с юриспруденцией; конкретнее — издания, связанные со следственной работой и последующим судопроизводством; ещё конкретнее — издания, представляющие собой руководства по раскрытию, расследованию и судебному преследованию преступлений (но и не только это).
Электронно-вычислительные машины весьма и весьма упростили работу. Но заодно они упростили и умственные способности их пользователей. Функции «Скопировать+Вставить» весьма поспособствовали к росту объёма законов и дел, с одновременным пропорциональным снижением содержательного смысла в вырабатываемых с этими функциями текстов.
Я (будучи следователем ОВД) ещё застал то время, когда первоначальное обвинение могло быть составлено посредством рукописного заполнения типографского бланка; а окончательное обвинение, набираемое на печатной машинке типа «Ятрань» (не говоря уж об обвинительном заключении) было тщательно (до каждого слова) обдумано (ибо чем больше слов — тем больше печатать). Оттого процессуальные документы были кратки, точны и весомы. Нынешние многотомные обвинзаки весьма далеки от идеала, там «скопировано-вставлено» много, а аналитической работы следователя — в лучшем случае мизер.
При получении образования в СФ ЮИ МВД РФ меня учили очень хорошо, и я сам старался учиться очень хорошо. Однако лишь практика — критерий истины, и именно практических навыков составления процессуальных документов у меня было маловато. В преодолении этой трудности помогли советы старших товарищей, а также сборники образцов процессуальных документов. Вот с них и началось формирование моей коллекции; очень интересно их перечитывать для отслеживания изменений в самой логике документооборота на стадии предварительного расследования и суда.
Одновременно накапливались документы по (теперь уже получается так) истории правоприменения по уголовному преследованию — сборники Постановлений Пленума ВС СССР, ВС РСФСР, практики верховных судов и прокурорского надзора. Кстати, именно из своей коллекции я использовал некоторые примеры в своём выступлении на последней Конференции Праворуба «Технологии Права — 2025».
Очень интересна сама технология распространения норм законодательства. Например, в советское время были источники официальной публикации законов, а также отдельные (специальные) издания. И вот, например, «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик» выпускалась в форме бератора, то есть специального скоросшивателя, на страницах которого были изложены тексты законов. В случае внесения изменений в законы подписчикам бератора присылались блоки новых страниц, которыми было нужно заменить уже находящиеся в бераторе (скоросшиве) страницы. В наше электронное время справочные правовые системы (типа «СоветникМинус» или «Обещалкин» или иные) являются очень и очень удобным инструментом для юриста, и, по сути, являются современными бераторами.
В настоящее время я пробую собрать Свод Законов Российской Империи (в редакции Сводного продолжения 1906 года и последующих изменений). Пока собрал 7 (из 16) томов; работа продолжается (кстати, последний улов был именно на последней Конференции).
Если у кого из коллег что-то где-то как-то завалялось по интересующим меня темам — с удовольствием в личке обсужу условия обмена.
А у Вас, коллеги, какие есть ПРОфессиональные хобби?
PS: заглавное фото из открытых источников по свободной лицензии.
Адвокат Гулый Михаил Михайлович,
Адвокатская палата Ставропольского края